7 декабря 2018
Рейтинг: 0
Голосов: 0
Просмотров: 3016
7 декабря 2018
Рейтинг: 0
Голосов: 0
Просмотров: 3016
На ноябрьской пресс-конференции в ТАСС ассоциация АКОН представила результаты мониторинга рынка — весьма интересные данные по состоянию сектора на 2016 год. В рамках исследования выявили около 38 тысяч компаний сегмента PM, из которых жизнеспособными являются 80%, в сегменте FM из 20 тысяч организаций деятельность ведут только 10%. Что касается клининга, в этой сфере специалисты проанализировали более 7 тысяч компаний. Из них реальную бизнес-деятельность ведут немногим более 5000 юридических лиц.
На основе полученных данных можно с уверенностью обозначить ряд угроз для рынка FM:
- Заниженная начальная цена у большинства государственных контрактных процедур. У многих заказчиков и в самом деле стоимость контракта настолько низкая, что ведущие компании на рынке, которые готовы вести честную конкурентную борьбу, не готовы идти на такие конкурсы.
- Сложившаяся ситуация провоцирует создание рынка дискаунтеров.
- Отсутствие инструментов воздействия на рынок дискаунтеров как у заказчиков, так и у профессионального сообщества. Предприниматели работали по 20 лет, создавая большие ответственные компании, и теперь крупный холдинг, который добился на рынке результатов и отвечает за качество предоставляемых услуг, не готов так просто расстаться с заказами — это просто несправедливо.
- В профессиональных ассоциациях НАФО и АРУК состоят около 500 компаний из 8 тысяч игроков. Сейчас рынок разделился на две части: одна выступает за честную борьбу, готова конкурировать за счет технологий и внедрения диджитал-решений, а другая часть действует нечестным способом. Такое расслоение становится все более и более заметным, и как с этим бороться, не знают ни профессионалы рынка, ни те, кто помогает отрасли со стороны государства.
- Отсутствие инструментов отказа от токсичных проектов.
- В государственном секторе на обслуживании останутся одни дискаунтеры. Что будет с госсектором завтра? Судя по всему, в госзакупках среди участников остаются только серые и черные компании, так как там не отслеживается соблюдение налогового и трудового законодательства. Госзакупки с условиями по допуску и самой процедурой аукциона на понижение провоцируют подрядчиков на последующее использование инструментов налоговой оптимизации и привлечение нелегальной рабочей силы.
Чтобы обозначенные угрозы не казались надуманными и преувеличенными, приведу несколько примеров демпинга цен. При начальной минимальной цене контракта в 6.5 миллиона рублей тендер ГАОУ ДПО Центр «Профессионал» выиграла компания, предложившая 4.4 млн рублей (понижение больше, чем на 30%). Другой пример — тендер ГБУ г. Москвы «Многофункциональный Миграционный Центр»: начальная стоимость контракта была 248 млн рублей, конкурс выиграла организация, предложившая 95 миллионов (демпинг составил 62%). Подобным образом обстоит ситуация и в коммерческих тендерах, так как дискаунтеров на рынке хватает.
Когда дело касается госзаказов, ФАС должна призывать к честной конкуренции, а в реальности требует минимальных цен, что фактически вынуждает подрядчиков не платить налоги и прибегать к черным схемам оплаты труда. Если проверить госзакупки самой налоговой службы, то мы увидим массовые нарушения налогового законодательства уборочными компаниями, которые работают на объектах ФАС.
Я уверен, что для заказчиков крайне необходимы понимание системы ценообразования, определение справедливой начальной цены любого контракта, инструменты воздействия на дискаунтеры и способы отклонения их предложений от участия в закупочных процедурах. Некоторые клиенты действительно не обладают компетенциями для определения обоснованной стоимости контракта, поэтому в данной ситуации было бы неплохо получать помощь ФНС для подсвечивания справедливой цены и обеспечения честных конкурсных процедур.
Для подрядчиков, в свою очередь, важно объединение усилий в рамках проекта обеления, совместная деятельность со стейк-холдерами и профессиональным сообществом. Кроме того, нужно контактировать и с заказчиками, например, объяснять им причину повышения и корректировки цены. Нередки случаи, когда исполнитель заявляет клиенту, что стоимость повысится на 60%, а на справедливый вопрос заказчика, что он получит за эти деньги, подрядчик отвечает: ничего. Эта ситуация неправильная, ведь на рынке существует огромное количество предложений — инновации и диджитал-решения, которые дают преимущества и возможность экономить. В такой ситуации нужно совместно с заказчиком решать, где можно оптимизировать. Даже внедрение безведерной уборки СВЕП позволяет повысить эффективность на 20%. К примеру, на одном из наших объектов эта на первый взгляд дорогостоящая технология окупилась за 9 месяцев.
Многие заказчики готовы вести диалог, но под изменение SLA. Поэтому нужно совместно решать, что оптимизировать, и давать клиенту новую ценность. В масштабах рынка это не быстрый процесс, но регулярная и планомерная работа, которая со временем принесет свои плоды. В этом году на базе РГУД мы создали Центр компетенций по развитию PropTech в FM, аккумулирующий на своей базе все инновации, которые позволят клиентам повышать стоимость контракта на меньшую сумму за счет внедрения инновационных решений.
Автор: Виктор Козин, вице-президент Becar Asset Management
Веб-журнал InfoClean
Похожие статьи:
Статьи, аналитика, интервью → Мультисервисная компания: размер имеет значение
Статьи, аналитика, интервью → Мультисервис - новый вектор развития клининга