Госзаказ: новый закон - новые правила
Голосов: 0
Просмотров: 6621
Голосов: 0
Просмотров: 6621
Новый федеральный закон о госзакупках, вступивший в силу в январе 2012 года, может серьезно изменить рынок госзаказа в ближайшие несколько лет. Московский метрополитен уже начал закупать услуги по уборке своих станций на его основании. Сравним 94-й и 223-й Федеральные законы применительно к клинингу.
С 01 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон № 223-ФЗ от 18 июля 2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — ФЗ № 223). Этот закон устанавливает основные требования к закупке товаров, работ, услуг для широкого списка субъектов, которые по какой-либо причине не хотят или не могут осуществлять закупки в рамках Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон ФЗ № 94). Такими субъектами являются:
- государственные корпорации;
- государственные компании;
- субъекты естественных монополий;
- организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации ТБО;
- государственные унитарные предприятия;
- автономные учреждения;
- хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает 50% процентов;
- дочерние компании указанных выше организаций.
Этот список не является исчерпывающим, поскольку с 01 января 2013 года в него будут включены:
- организации, осуществляющие виды деятельности, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий, в случае, если общая выручка от указанных видов деятельности составляет не более чем 10% общей суммы выручки за 2011 год;
- организации, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если общая выручка от указанных видов деятельности составляет не более чем 10% общей суммы выручки за 2011 год;
- дочерние структуры указанных выше компаний.
Следующий этап расширения действия ФЗ № 223 начнется 01 января 2014 года, когда по этим правилам смогу играть Заказчики муниципального уровня, такие как:
- муниципальные унитарные предприятия;
- автономные учреждения, созданные муниципальными образованиями;
- хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования в совокупности превышает 50%;
- дочерние структуры указанных выше компаний.
Для организаций, которые одновременно являются различными субъектами, перечисленными в ФЗ № 223 (например, с одной стороны это субъект естественных монополий, а с другой стороны – МУП), закон начинает действовать с момента первоначального попадания хоть под один критерий.
Мы не зря уделили такое внимание перечислению субъектов, на которые распространяет свое действие 223 - ФЗ, поскольку, по мнению экспертов, Заказчики, подпадающие под действие этого закона, составляют не менее трети от всего существующего количества государственных и муниципальных заказчиков. Поскольку с 2013 года этот перечень будет дополняться, то со временем рост закупок в рамках нового закона составит 200-300%.
Заказчики, о которых мы говорили, вправе выбирать - осуществлять ли закупки и дальше по ФЗ № 94 или перейти на ФЗ № 223. Не факт, что большинство составит те, кто перейдет на работу по-новому, ведь это подразумевает подготовку и размещение информации, которую требуе новый закон: положение о закупке, извещение о закупке, проект договора, вносимые изменения, разъяснения документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, план закупки на год, а также иная информация, всего более 10 пунктов.
В соответствии с 223-ФЗ было принято Постановление Правительства РФ от 21 июня 2012 г. № 616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме». В Утвержденный данным постановлением перечень (вступает в силу 27.07.2012г.) вошли и услуги по уборке зданий (код 7493000). Причем, это Постановление говорит вообще о закупках в электронном виде, а не только об аукционе в электронной форме, когда значение имеет только цена, на что жаловалось все клининговое сообщество. Ведь в соответствии с Распоряжением Правительства РФ № 236-р от 27 февраля 2008 года, принятым в рамках Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», размещение заказов на услуги по уборке зданий осуществляется путем проведения открытых аукционов в электронной форме.
Таким образом теперь Заказчики услуг по уборке вправе проводить конкурсы в электронном виде и при выборе победителя учитывать не только цену услуги, но и опыт Исполнителя, рекомендации, укомплектованность штата, производственную базу и массу других критериев, которые должны быть прописаны в Положении о закупке. Понятно, что все требования и порядок оценки критериев должны применяться в равной степени ко всем участникам закупки.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке. При закупке заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, но раз речь идет о праве, а не об обязанности, то есть попадание в Реестр перестает быть непреодолимым препятствием для участия в закупках.
При закупках в рамках ФЗ №223 Заказчики руководствуются не только Конституцией Российской Федерации, ГК РФ, иными НПА, но и утвержденным Положением о закупке, которое должно содержать порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению на официальном сайте (zakupki.gov.ru) не позднее, чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.
Не факт, что все Заказчики выполнят требование о размещении Положения о закупке, ведь в опубликованном Федеральной антимонопольной службой в конце мая списке недобросовестных исполнителей ФЗ № 223, своевременно, то есть с 1 января 2012 года, не разместивших на своих сайтах Положения о закупках, вошли чуть менее половины из 140 стратегических предприятий.
223-ФЗ говорит о двух способах закупки - открытый конкурс и открытый аукцион, допуская при этом и другие способы закупки, которые Заказчики могут прописать в Положении. Выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке.
На аукционе победителем становится лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора. Раз услуги по уборке в рамках ФЗ № 223 закупаются в электронном виде, то в Положении о закупке необходимо прописать правила проведения аукциона или конкурса в электронном виде.
Извещение о проведении конкурса или аукциона размещается не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. Требования к извещению подробно изложены в ФЗ № 223. При этом Заказчик вправе не размещать сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более пяти миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ и услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тысяч рублей.
Получается, что любую закупку можно разбить по сто тысяч рублей и заключить множество договоров с нужными Заказчику людьми без применения конкурса и аукциона, потому что Заказчики напрямую ничем не ограничены – в новом федеральном законе о госзаказе, отсутствует понятие «одноименности», в отличие от уже привычного 94-го.
Несмотря на то, что новый закон не говорит о необходимости создания конкурсной комиссии, ее формирование обязательно в соответствии со ст. 447 ГК РФ. Однако Заказчик самостоятельно определяет требования к членам комиссии, их полномочия и порядок ее работы.
Так же как и в рамках ФЗ № 94, определенные действия (бездействия) Заказчика в рамках ФЗ № 223 можно обжаловать в ФАС. Например, это можно сделать в случаях, если:
- Заказчик не разместил на сайте Положение о закупке;
- Заказчик требует от участников закупки представления документов, не предусмотренных документацией о закупке;
- Заказчик осуществляет закупку в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте zakupki.gov.ru Положения о закупке и без применения положений ФЗ № 94.
Это не исключает возможности обжалования действий (бездействий) Заказчика в судебном порядке.
Понять, является ли Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» благом или злом для клининговых компаний можно будет только по прошествии времени. На первый взгляд, закон, скорее, пойдет на пользу, т.к. отсечет конторы, не имеющие ни опыта, ни ресурсов, но готовые демпинговать в ущерб качеству услуг.
автор: корпоративный адвокат Ольга Нямина