Государственный заказ: экономность и результативность

10 ноября 2014
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Просмотров: 4029
Поделиться:
Государственный заказ: экономность и результативность
10 ноября 2014
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Просмотров: 4029
Поделиться:

С 1 января вступил в силу новый федеральный закон, регулирующий вопросы закупки услуг и товаров для государственных нужд. Эксперты NAIBecar пришли к выводу, что новые принципы формирования госзаказа позволили не только сократить расходы бюджета, но и сделать максимально эффективным сам механизм госзаказа.
Закон 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» пришёл на смену 94-ФЗ, который почти 10 лет регулировал систему госзаказа. Эксперты уверены: прежний документ был неэффективен. И, к сожалению, давал возможности для использования коррупционных схем.

Полезные новшества
До недавнего времени победителя государственных контрактов определяли исключительно по ценовому критерию. Репутация компании, опыт ее работы, по большому счёту не имели никакого значения. Часто оказывалось, что тендеры выигрывали никому не известные фирмы, из-за чего снижалось качество исполнения госзаказов. К тому же 94-ФЗ позволял «заточить» условия конкурса под определённого поставщика: вопросы контроля потребностей заказчика и формирования условий проведения тендера оставались вне рамок старого закона.

В свою очередь, 44-ФЗ определил иные критерии к процессу закупок. Теперь заказчику придётся ориентироваться на результат и эффективное расходование денег. К примеру, на этапе планирования заказчику нужно будет обосновать необходимость закупить то или иное оборудование или услугу. Более того, закон установил минимальные требования к товарам и работам: купить дорогую иномарку или резную мебель теперь не получится.
Более того, 44-ФЗ установил ответственность за необоснованные закупки. За деятельностью по размещению госзаказов будут следить как федеральные, так и региональные и федеральные органы финансового контроля. «Новый закон установил два основополагающих требования к формированию госзаказа – экономность и результативность. Ещё до начала проведения конкурсных процедур мы получили право проверять потребности заказчика, требования к заказу и уровень цен», - рассказал председатель комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга Александр Жуков.

К тому же новый закон предусматривает формирование единой информационной системы, где можно найти сведения обо всех госзакупках, реестр контрактов, информацию о жалобах и проведённых в отношении заказчиков проверках. Некоторые виды закупок обязательно должны проходить общественное обсуждение.

Государственный аутсорсинг
В целом, 44-ФЗ даёт заказчикам больше возможностей при формировании и размещении госконтрактов. К примеру, при выполнении определенных закупок, закон предполагает участие экспертов с внешнего рынка. По мнению Александра Жукова, это значительно упростит проведение закупок и сделает механизм более совершенным. «В штате заказчика должны работать люди, имеющие опыт организации и проведения закупок. Но универсальных экспертов, понятно, не существует. Необходимы определённые навыки и опыт, знания технических особенностей и характеристик товара. Закон позволяет привлекать специалиста как на этапе формирования заказа, так и его исполнения – это делает процесс максимально эффективным», - говорит Александр Жуков.

Заказчикам также предоставили право привлекать сторонние компании для оформления конкурсной документации и проведения закупок. Что, по мнению экспертов, значительно упростит проведение соответствующих процедур. «Часто госзаказчикам приходится проводить множество однотипных тендеров. В таких случаях выгодней нанять стороннюю организацию, нежели самостоятельно проводить процедуры», - говорит Александр Жуков.

Новый закон о госзакупках существенно повысил требования к гарантийным механизмам поставщиков. И определил чёткие критерии соответствующих обязательств. «Требования прежнего закона о госзакупках к гарантийным обязательствам были «размыты». А потому, во многих случаях они попросту не исполнялись. В новом законе чётко прописаны требования к гарантиям, которые должен предоставить победитель тендера, формулировкам соглашения с банком, предоставляющим соответствующие гарантии», - рассказал Александр Жуков.

Практическая «обкатка»

Впрочем, как показал опыт первых месяцев применения нового закона, документ нуждается в некоторых корректировках и дополнениях. Летом этого года в 44-ФЗ были внесены коррективы, которые главным образом касались технической части размещения и исполнения госзаказов. И значительно облегчили механизм проведения некоторых процедур. Так, заказчикам дали возможность проводить закупки у единственного поставщика – если сумма контракта не более 100 тыс. рублей, а общий размер соответствующих закупок не превышает 1 млн рублей в год. Экспертизу результатов исполнения контракта теперь нужно проводить лишь в том случае, если стоимость работ оказывается более 500 тыс. рублей. К тому же в некоторых случаях госзаказчики получили возможность не проводить независимую оценку результатов исполнения контракта.

Однако, как говорят эксперты, в ближайшие несколько месяцев законодатели продолжат совершенствовать 44-ФЗ. «Конечно, новая система госзакупок не идеальна и требует доработок. Так, связанная с применением нового закона судебная практика лишь начинает формироваться. Необходимо доработать, «отшлифовать» систему госзакупок – с одной стороны, упростить её, а с другой – повысить её эффективность. И при этом – отточить механизмы проверки размещения и исполнения государственных контрактов», - резюмировал Александр Жуков.

Веб-журнал InfoClean
 

Комментарии (0)
Наши партнеры

Портал Клинеры.рфКейтеринговый портал  СateringСonsulting.ruНекоммерческое партнерство «Объединение административно-хозяйственных профессионалов»