Госзаказ: поправки в 44-ФЗ неоднозначны, а победитель на УСН не должен снижать цену на сумму НДС

Госзаказ: поправки в 44-ФЗ неоднозначны, а победитель на УСН не должен снижать цену на сумму НДС

С 1 июля 2019 года вступают в силу поправки к Закону о госзакупках (44-ФЗ), которые ужесточают антидемпинговые меры, существенно меняют порядок планирования тендеров и сроки обжалований тендерных процедур. В то же время Минфин разъяснил, что компании на УСН не должны снижать конечную цену на сумму НДС при заключении госконтракта по результатам торгов.

Первого мая Владимир Путин подписал 71-ФЗ, вносящий изменения в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и вступающий в силу 1 июля 2019 года.

Новый закон вносит серьезные коррективы в порядок проведения закупок по 44-ФЗ. С 01.07.2019 заказчику будет достаточно только сформировать и утвердить план-график в соответствии с требованиями Правительства. Кроме того, с 10 до 1 дня сокращается обязательный временной интервал между внесением изменений в план-график и размещением извещения о закупке.

В случае признания не состоявшимся запроса предложений в результате отсутствия заявок заказчик на свое усмотрение сможет принимать решение о внесении изменений в план-график, проведении новой закупки либо осуществлении закупки у единственного поставщика. При этом сумма, на которую можно закупать услуги/товары у единственного поставщика выросла, благодаря поправкам, со 100 до 300 тысяч рублей.

В 71-ФЗ также предусматривается увеличение начальной (максимальной) цены контракта, допускающей проведение электронного аукциона с сокращенным сроком подачи заявок (7 дней), в 100 раз — с 3 до 300 млн рублей.

Свою добросовестность участник закупки, согласно новому закону, сможет доказать только наличием в реестре контрактов информации о выполнении трех и более госзаказов без применения штрафных санкций в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в тендере. При этом стоимость одного из этих контрактов должна составлять не менее 20 процентов цены, указанной в извещении и тендерной документации. В действующей пока редакции 44-ФЗ данный показатель рассчитывается по стоимости работ/товара, предлагаемой участником тендера.

В то же время победитель тендера с 01 июля 2019 года освобождается от обеспечения исполнения договора в случае предоставления им информации из реестра контрактов, подтверждающей исполнение без применения штрафных санкций в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех госзаказов, суммарная стоимость которых не менее начальной цены контракта, указанной в тендерной документации.

В качестве антидемпинговой меры вводится запрет на выплату аванса при заключении договора с участником закупки, предложившим цену контракта на 25% и более ниже начальной (максимальной) цены.

Еще одним существенным нововведением стало сокращение срока подачи жалоб на нарушения в ходе закупочных процедур в два раза — с десяти до пяти дней. А подача жалоб, связанных с заключением контракта, в новой редакции 44-ФЗ допускается только участником закупки, с которым будет подписываться договор.

В свою очередь Минфин разъяснил, что победители тендеров, применяющие УСН, не обязаны снижать свою конечную цену на сумму НДС. В письме от 15.05.2019 N 24-01-07/34829 говорится, что с учетом положений Закона о госзакупках, контракт заключается и оплачивается по цене победителя вне зависимости от применяемой им системы налогообложения. Сумма, предусмотренная контрактом за выполненный объем работ, должна быть оплачена в установленном договором размере, а «корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, действующими нормами Закона о контрактной системе не предусмотрена». При этом Минфин напоминает, что такое юрлицо при выставлении Заказчику счета-фактуры с выделением НДС должно будет сумму налога уплатить в бюджет.

 

Комментарии:

Юрий Рябичев, Председатель Правления СРО АКФО :

«Если смотреть в целом, то поправки оставляют противоречивые впечатления. Да, все идет к тому, что участвовать в закупках смогут опытные, благонадежные и финансово сильные организации, что позволит защитить интересы Заказчика. Но при этом новые критерии добросовестности потенциальных участников тендера ограничивают их количество, не допуская до тендеров не только молодые компании, но и ранее выполнявшие на субподряде разыгрываемые работы.

Изменения, связанные с планами-графиками, позволят заказчику значительно упростить и ускорить объявление и проведение тендерной процедуры, а также существенно расширить предмет закупки (товары/услуги). Но в то же время сокращение сроков извещения значительно затруднит потенциальному участнику мониторинг и подготовку к тендеру. Раньше закупки свыше 3 млн рублей размещались на 21 день, а суммы свыше 50 миллионов требовали дополнительных согласований.

Что же касается антидемпинговых мер в виде запрета на авансирование контракта победителю при снижении первоначальной цены на четверть, то коснутся они в основном поставщиков товаров и значительно ограничат конкуренцию. Ведь при одинаковых характеристиках продукции, затраты на ее производство могут быть разные, а, соответственно, снижение конечной цены может достигать более 25% от стартовой, если, к примеру, изначально стоимость товара была завышена Заказчиком.

Одно, на мой взгляд, бесспорно: сокращение сроков обжалования нарушений значительно ускорит решение спорных вопросов, что будет выгодно как заказчику, так и участнику тендера».

 

Виктор Козин, вице-президент Becar Asset Management:

«К сожалению, у нас сначала готовится закон, а потом разъяснения и поправки к этому ФЗ. Пока на основании информации, изложенной в документе, сложно понять, как это будет работать на практике, какое конечное влияние на процесс закупки окажут нововведения. То есть вроде бы ясно, что законотворцы хотели сказать, но как будут трактовать и использовать новый закон заказчики и исполнители, остается только догадываться.

Однако, многие изменения, на мой взгляд, приближают закупочные процедуры к реалиям современного рынка: они становятся более гибкими и адаптированными под те правила игры, которые действуют сегодня. В 71-ФЗ есть ряд хороших нововведений, касающихся всего рынка FM. Например, возможность не вносить обеспечение контракта субъектам малого предпринимательства, которые доказали свой статус добросовестного поставщика услуг и подтвердили свой опыт безукоризненной работы за последние 3 года. Это пустая заморозка денег, подчас весьма внушительных сумм, которая накладывает дополнительное бремя на бизнес.

Внесение поправок в части закупок услуг по клинингу и технической эксплуатации обсуждалось в апреле на рабочей группе в Минэкономразвития и в «Опоре России». Основным инициатором корректировок будет выступать МинЭк, которое готово оперативно на уровне писем и подзаконных актов корректировать 44-ФЗ, поскольку в части аукционных процедур по клинингу творится, конечно, полное безобразие. Но как оперативно изменить закон о закупочной деятельности, сейчас никто не понимает. Представители министерства подтвердили, что готовы в течение 2-3 месяцев подготовить поправки, потому что изменение 44-ФЗ — длительная процедура, которая обязывает пройти несколько этапов согласований и обсуждений, в том числе в органах власти. Это может затянуться на годы. Во внесении поправок проявили заинтересованность представители Минздрава и Минобразования, поэтому пилотно договорились начать подготовку изменений в части закупок услуг клининга с тех сфер, где чистота жизненно важна и оказывает большое влияние на санитарную безопасность – в медицинских и детских образовательных учреждениях. Если эта практика будет успешной, она будет распространена и на другие сегменты деятельности профессиональных уборщиков».

 

Веб-журнал InfoClean

 

Комментарии (0)
Наши партнеры

Портал Клинеры.рфКейтеринговый портал  СateringСonsulting.ruНекоммерческое партнерство «Объединение административно-хозяйственных профессионалов»