Через 1.5 года аутстаффинг в России может нащупать правовую почву

Через 1.5 года аутстаффинг в России может нащупать правовую почву

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый Государственной думой 22 апреля 2014 года, устанавливает запрет на «заёмный труд» в России. Этот закон повлияет на работу компаний, чья деятельность связана с оказанием услуг по предоставлению труда работников (персонала), и в частности на группу компаний «Кристанваль».
Профильные комитеты 28 апреля 2014 года рекомендовали Совету Федерации принять Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который прописывает меры, препятствующие уклонению работодателей от заключения трудовых договоров путём использования механизмов «заёмного труда». Данный законопроект, по сути вводящий аутстаффинг в правовое поле, прошёл 2-е и 3-е чтения в Госдуме за неделю до этого.

Закрепление нового института — предоставление труда работников (персонала) — отразится в первую очередь на Законе № 1032-1 от 19.04.1991 «О занятости населения в Российской Федерации» и Трудовом кодексе РФ. В изменениях к данным законодательным актам даются разъяснения определений заёмного труда и осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала).
Согласно заключениям профильных комитетов СФ РФ, «Федеральный закон направлен на создание правовых мер, препятствующих уклонению работодателей от заключения трудовых договоров путём использования механизмов заёмного труда, а также на создание условий для развития негосударственных организаций, осуществляющих деятельность по содействию в трудоустройстве граждан и (или) подбору работников». По мнению сенаторов, устанавливаемые законом меры обеспечивают защиту трудовых прав и интересов наёмных работников, а также будут способствовать сокращению применения незаконных форм занятости.

В соответствии со ст.1 нового закона, «осуществлением деятельности по предоставлению труда работников (персонала) является направление временно работодателем своих работников с их согласия к физическому лицу или юридическому лицу, не являющимся работодателями данных работников, для выполнения данными работниками определённых их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем принимающей стороны».
Согласно ст.5 того же закона, «заёмным трудом является труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника». Также положения вышеназванной статьи устанавливают запрет на заёмный труд.

Для разграничения названных выше определений добавляемые в ФЗ № 1032-1 положения регламентируют особенности регулирования и организации труда работников, а также требования к работодателям, осуществляющим либо планирующим осуществлять свою деятельность в сегменте аутстаффинга.
Предусматривается, что осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала) вправе только два типа организаций:

  • частные агентства занятости, аккредитованные в Минтруда и получившие право заниматься такой деятельностью;
  • работодатели-организации в случае направления своих работников в другую организацию, если одна из этих организаций прямо или косвенно контролирует другую, т. е. с учётом аффилированности компаний.

При заключении договора о предоставлении персонала иными лицами положения такого контракта будут подпадать под понятие «заёмного труда». В то же время договоры, заключённые ранее вступления в силу нового Закона, будут действительны с учётом статьи 422 Гражданского кодекса РФ.

Также законом определяются обязательные требования к аккредитации частных агентств занятости на право осуществления подобной деятельности, а именно:

  • Уставный капитал — не менее 1 миллиона рублей;
  • отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов и иных платежей в бюджет РФ.

Требования коснулись и руководителя частного агентства занятости, претендующего на аккредитацию в Минтруда:

  • высшее образование, а также стаж работы в области трудоустройства или содействия занятости населения в РФ не менее 2-х лет за последние три года;
  • отсутствие судимости за совершение преступлений против личности или преступлений в сфере экономики.

Необходимо отметить, что в качестве частных агентств занятости не могут выступать субъекты предпринимательства, применяющие специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ПСН).

Вышеизложенные требования не являются исчерпывающими. Положения закона содержат, в том числе, и требования к принимающей стороне по договору о предоставлении труда работников (персонала). Например, зарплата привлекаемых сотрудников не должна быть ниже оплаты труда штатного специалиста соответствующго уровня компетенции и профессионализма. Также прописаны особенности регулирования труда работников в части заключения трудового договора с направляемым работником и разграничения прав/обязанностей сторон. Так, по договору о предоставлении персонала нельзя предоставлять работников, замещающих штатный бастующий персонал, т. е. штрейкбрехеров.

В случае если рассматриваемый сейчас Советом Федерации закон пройдёт все стадии законодательного процесса, включая опубликование в официальном издании, его положения будут применяться с момента вступления в силу с 1 января 2016 года. Промежуток времени до вступления закона в силу является периодом адаптации юридических лиц, осуществляющих, либо желающих работать на ниве аутстаффинга, вследствие чего законодательная база будет пополняться дополнительными разъяснениями к закону в виде иных нормативных актов. Поэтому сейчас рано говорить о том, какие мероприятия игрокам рынка, в т. ч. «Кристанвалю», необходимо провести в ближайшие 1.5 года для возможности продолжения работы в сфере предоставления персонала в связи с новыми требованиями.
 
Автор: Александра Понаморева, Исполнительный директор Cristanval Outstaffing



Комментарии:

Светлана Белова, HR-Бизнес партнер, Холдинг «Империя Кадров»
Мы категорически против отмены заёмного труда, а вот за лицензирование (аккредитацию) компаний, которые оказывают данные услуги, — готовы голосовать двумя руками. Почему надо запретить то, что может быть хорошим подспорьем для людей, которые могут дополнительно заработать на проектных работах? А для студентов разве плохо, когда они сочетают работу с учебой, получая возможность заработать деньги, и параллельно с этим имеют возможность приобрести опыт и расширить свой кругозор?

Ирина Воронова, HR-Директор компании Work Service, Член НП «Эксперты Рынка Труда»
Отношение нашей компании к легализации и лицензированию аутстаффинговых услуг положительное. Главное, чтобы все это привело к большей прозрачности рынка и взаимоотношений участников. Безусловно, в этом есть потребность, ведь подобные услуги очень динамично развиваются.


Веб-журнал InfoClean

 

Комментарии (2)
Наши партнеры

Портал Клинеры.рфКейтеринговый портал  СateringСonsulting.ruНекоммерческое партнерство «Объединение административно-хозяйственных профессионалов»