Минпромторг: вопрос определения отраслевого регулятора для сферы фасилити является многофакторным

Минпромторг: вопрос определения отраслевого регулятора для сферы фасилити является многофакторным

Представители Минпромторга заявили, что рассматривать предложение общественных бизнес-объединений о передаче министерству полномочий отраслевого регулятора сферы фасилити-услуг требуется с учетом межведомственных факторов. А разработчиков Программы развития отрасли клининга, в которой данное предложение высказано, заподозрили в лоббизме крупного бизнеса.

СРО АКФО совместно с «Деловой Россией» и «Опорой России» подготовили для рассмотрения в Правительстве РФ ряд предложений по развитию отрасли услуг профессиональной уборки и технической эксплуатации (документ есть в распоряжении редакции «ИнфоКлина»). Среди первоочередных мер по оздоровлению и развитию ФМ-отрасли общественники «настоятельно» предлагают закрепить деятельность по предоставлению фасилити-услуг в качестве самостоятельной отрасли экономики во главе с Минпромторгом в качестве профильного органа.

Одним из основных предложений бизнес-объединений является утверждение Программы развития отрасли клининга на 2021-2024гг. (есть в распоряжении Веб-журнала InfoClean), в которой потенциальному отраслевому куратору отводится основная роль по нормативно-правовому регулированию. В числе основных задач регулятора отрасли авторы Программы обозначают подготовку федерального закона о клининге и поправок в законодательство о госзакупках, направленных на исключение налогового демпинга со стороны недобросовестных компаний. Как пояснил Веб-журналу InfoClean сопредседатель «Деловой России» А. Данилов-Данильян, понятие «налоговый демпинг» призвано закрыть пробелы в антимонопольном законодательстве – «конкуренция без учёта в цене подлежащих уплате налогов, недобросовестна».

Представители потенциального куратора фасилити-отрасли не поддерживают идею единолично курировать сферу чистоты и технической эксплуатации.

По мнению замдиректора Департамента развития внутренней торговли Министерства промышленности и торговли С. Лобанова, искать единственного регулятора для клининговой отрасли бессмысленно, так как система госрегулирования построена не столько по отраслевому принципу распределения вопросов по ведомствам, в том числе с использованием кодов ОКВЭД, сколько по функциональному и логическому.
«В господдержке бизнесу в проблемных вопросах по ведомственной принадлежности никто не отказывает. Клининг и фасилити-менеджмент, как и многие другие сферы экономики, являются многоаспектными и многофакторными. Недобросовестная конкуренция и высокий уровень занятости – вопросы к ФАСу и налоговой. Беспокоит налоговый демпинг – та же самая ФНС должна помочь. С неэффективной системой закупок - в Минэк. Низкий уровень цифровизации отрасли и преобладание импортной техники и расходных материалов – также есть отраслевые департаменты, которые не откажутся заниматься этими вопросами. Государственная система подготовки кадров и квалификационные требования – в Митруд. А Минпромторг осуществляет функции государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бытового обслуживания. Коды видов деятельности по ОКВЭД, относящиеся к бытовым услугам, утверждены распоряжением Правительства в 2016 году. При этом сами авторы Программы развития отрасли клининга на 2021-2024гг. сообщают, что на предоставление услуг частным лицам, то есть на бытовое обслуживание приходится всего четверть от объёма рынка клининга», - размышляет Сергей Лобанов.

Общественники также предлагали внести поправки в Налоговый кодекс в части определения существенных условий налоговой оговорки, введения налоговой преюдиции при возбуждении уголовных дел, а также налоговой амнистии и пониженных ставок налогов и взносов для «обелившихся» (НДФЛ – 6%, страховые взносы – 7.6%). Однако, впоследствии от этих идей отказались. По словам Данилова-Данильяна, на текущем этапе корректировать НК РФ необходимости нет, по причине того, что «для повышения прозрачности деятельности и снижения налоговых рисков бизнес готов использовать инструменты саморегулирования, выработанные при участии ФНС, которых достаточно для обеления отрасли фасилити». При этом представитель бизнес-объединения считает, что для отказа от теневой занятости разумно было бы снизить уровень социальных налогов, так как высокая налоговая нагрузка на бизнес является существенным стимулом к уклонению от их уплаты.

Общественные организации в своих предложениях делят участников рынка фасилити на два лагеря: «белые» (крупный и средний бизнес) и «серые» или «иные» (малые и микропредприятия). Программой планируется к 2024 году сократить количество участников рынка за счёт «серых» компаний до 3 тысяч организаций и ИП. Подобный подход представители ведомств не поддерживают.

целевые показатели развития отрасли клининга до 2024 года. Программа СРО АКФО
Выдержка из Программы развития отрасли клининга на 2021-2024г.

 

«В процессе изучения Программы развития клининга мы обратили внимание, что авторы относят к «серому» рынку только компании малого и микробизнеса, «модель которых построена на неуплате налогов и социальных взносов». При этом доля таких игроков составляет более 90% от общей численности участников рынка. А «белыми» априори обозначены компании крупного бизнеса, - отметил Сергей Лобанов. - Одновременно в предлагаемом законе «О клининговой деятельности» предполагается установление обязательных требований по допуску на рынок клининга, включая требования к персоналу. Также предлагается ввести обязательное саморегулирование, что, по сути, является лицензированием и введением разрешительного порядка ведения деятельности, создающего дополнительные барьеры для бизнеса. Нам кажется, что и для сферы бытовых услуг, за которую отвечает Минпромторг, и для экономики в целом очень важно расставлять акценты и не лоббировать интересы исключительно крупного бизнеса. А из текста Программы это и проистекает».

В ФАС придерживаются такого же мнения. На заседании комиссии Госдумы, посвящённом развитию отрасли клининга, бывший Начальник Управления контроля органов власти ФАС России В. Мишеловин заявил, что Антимонопольную службу настораживает момент, когда в программе развития отрасли предполагается сокращение числа компаний, работающих в этой отрасли. «На наш взгляд, любые меры по обелению рынка должны приводить к увеличению хозяйствующих субъектов. А если посмотреть целевые показатели, то там всё наоборот. Но мы думаем, что этого всё-таки не произойдёт», - сказал Мышеловин.

 

Комментарий

Антон Свирякин, эксперт по корпоративному управлению и налогообложению бизнеса

Создание специального законодательства для отрасли клининга, внедрение в действующее законодательство о государственных закупках такого дополнительного антиконкурентного барьера, как «налоговый демпинг», а также разовые меры господдержки от институтов развития неспособны решить ключевой задачи – помочь обелившимся компаниями отрасли клининга оставаться такими же белыми даже в условиях серьёзных экономических потрясений.

О «налоговом демпинге» как форме недобросовестной конкуренции можно говорить только через призму реального установления факта, свидетельствующего о совершении налогоплательщиком налогового правонарушения. Презумпцию невиновности никто не отменял. При несогласии компании с позицией налогового органа оценку фактам, которые свидетельствуют о возможном нарушении закона, может давать только суд. Введение в правовой оборот дефиниции «налоговый демпинг» выглядит, как попытка безапелляционной дачи оценки поведению налогоплательщика. А это то же самое, что заранее возводить в абсолют заведомую виновность предпринимателя.

Законодательство о налогах и государственных закупках регулирует разные общественные отношения, поэтому идея внесения поправок в федеральные законы о госзаказе (ФЗ-44 и ФЗ-223) является преждевременной. Для этого должна сформироваться устойчивая судебная практика.

Веб-журнал InfoClean

 

Похожие статьи:

Статьи, аналитика, интервьюМультисервисная компания: размер имеет значение

Статьи, аналитика, интервьюМультисервис - новый вектор развития клининга

Комментарии (0)
Наши партнеры

Портал Клинеры.рфКейтеринговый портал  СateringСonsulting.ruНекоммерческое партнерство «Объединение административно-хозяйственных профессионалов»